СОДЕРЖАНИЕ
Благодарность родителей
Достижения
Результаты реализации
|
Формирование системы ценностей у детей и их родителей в рамках реализации программы "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте"
|
|
Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
(реализуется в 35 регионах Российской Федерации, утверждена решением экспертного совета по инновациям Департамента образования Вологодской области от 08.04.2005года)
|
|
|
Камкин Александр Васильевич,
профессор ВГПУ
|
Кузьмин Игорь Алексеевич,
профессор РАЕН
|
Авторы - составители программы
для дошкольного образования :
|
|
Абрамова О.С., Балашова И.Ю., Бойцова И.Ю., Горшкова Л.И., Губина Е.А., Кудряшева Н.С., Лугвина Г.И., Майорова Н.Б., Перькова С.В., Твардовская Н.Ю. – педагоги ДОУ №99 г. Вологды, ДОУ №91 п. Молочное, №65 г. Череповца
|
|
Цели и задачи деятельности
|
Цель: объединить усилия детского сада и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников, создать единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
|
Задачи:
--- формирование основ целостного духовно - нравственного и социального развития личности ребенка - дошкольника;
--- приобщение его к базовым ценностям Российской цивилизации на основе духовно - нравственных традиций народа;
--- развитие коммуникативных умений , речевого взаимодействия и управленческих способностей детей;
--- создание условий для успешной адаптации ребенка к начальной школе.
|
По курсу пропедевтики «Истоки» разработан следующий инструментарий:
|
-- программа для дошкольного образования;
--- планы развивающих занятий с детьми 3 – 7 лет;
--- комментарии и пояснительная записка к программе;
--- система активных занятий с родителями «Моя семья»;
--- серия книг для развития детей 3 – 7 лет;
--- готовятся к изданию методические рекомендации к ним
и хрестоматии для детей 3 – 4 лет и 4 – 5 лет.
Программа для дошкольников рассчитана на четыре года развития детей (с 3 до 7 лет), на четыре возрастные группы: младшая (3 – 4 года), средняя (4 – 5 лет), старшая (5 – 6 лет), подготовительная к школе группа(6 – 7 лет).
|
Группы ценностей, составляющих предметное содержание «Истоков» в дошкольном образовании
|
Ценности родной культуры:
мудрые пословицы и умные загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литератур- ных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся худож- ников, музыкальные произведения
русских композиторов. родная песня и народная игрушка.
|
|
|
Ценности внутреннего мира
человека:
Вера, Надежда, Любовь, Мудрость |
Ценности деятельности человека: праведный труд на земле, верное служение людям и отечеству, добрых рук мастерство, таланты человека.
|
|
|
Нравственные ценности: способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей,забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, сорадование в радости.
|
Социокультурные ценности: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике.
|
|
|
Ценности внешнего мира, составляющие природно – культурное пространство России: священные смыслы природы: родные просторы (поля и нивы), сказочный лес, «братья наши меньшие», горы и реки, моря – океаны, деревни и города.
|
Книги для развития детей 3 – 7 лет – эффективное средство формирования системы духовно – нравственных ценностей у детей и их родителей
|
Основная цель книг этой серии – создать условия для приобщения детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям Российской цивилизации, а также единый контекст воспитания и обучения в ДОУ и Семье.
|
Структура построения книг для развития:
--- каждая книга начинается с обращения к родителям,
---центральное место в книге занимает сказка, сказ, былина, фрагменты произведений классической и житийной литературы,
--- народные игры, песенки, потешки, поговорки, пословицы передают традиции родного народа,
--- базовым звеном формирования системы ценностей у детей и их родителей являются активные занятия,
--- в книги для развития включены творческие задания,
--- каждая книга содержит страничку альбома «Мои истоки»,
--- иллюстрации к произведениям создают особую атмосферу Руси Великой,
--- в конце каждой книги предлагается литература для дополнительного чтения .
--- рассматриваемая серия книг созвучна с программой «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для начальной
школы,
--- в представленной серии книг для развития содержится дидактический материал для проведения активных занятий по
духовно – нравственному воспитанию как в детском саду, так и в условиях семьи.
|
Книги для развития детей 3 -4 лет: «Доброе слово», «Добрый мир»,«Добрая книга»
|
|
В младшей группе ( 3 – 4 года) осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий: Слово, Образ, Книга.
|
Книги для развития детей 4 – 5 лет: «Дружная семья», «В добрый путь»,«Добрая забота», «Любимая сказка».
Издательство 2008 года.
|
В средней группе ( 4 – 5 лет ) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека, дети и родители осваивают категории: Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души.
|
Книги для развития детей 5 – 6 лет: «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово».
В старшей группе ( 5 – 6 лет ) обращается внимание на ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость.
|
|
|
Книги для развития детей 6 – 7 лет: «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции».
В подготовительной группе ( 6 – 7 лет ) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации: традиции Слова, традиции Образа, традиции Дела, традиции Праздника.
|
Темы занятий школы для родителей «Моя семья»
в первый год обучения (3 – 4 года):
--- «Имя моего ребенка», --- «Любимый образ»,
--- «Добрый мир», --- «Добрая книга»,
--- «Доброе слово в семье».
|
Темы занятий школы для родителей «Моя семья»
во второй год обучения (4 -5 лет)
--- «Дружная семья», --- «В добрый путь»,
--- «Добрая забота», --- «Добрая забота»,
--- «Благородное слово в семье», --- «Светлый праздник».
|
Темы занятий школы для родителей «Моя семья»
в третий год обучения (5 - 6 лет)
--- «Верность родной земле», --- «Радость послушания»,
--- «Светлая надежда», --- «Добрые друзья»,
--- «Мудрое слово в семье».
|
Темы занятий школы для родителей «Моя семья»
в четвертый год обучения (6 - 7 лет)
--- «Сказочное слово в семье», --- «Напутственное слово в семье»
--- «Светлый образ», --- «Мастера и рукодельницы»
--- «Семейные традиции».
|
Результаты реализации программы
В плане личностного развития:
§ Воспитывает чувство патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье.
В плане социализации:
§ Развивает умение ориентироваться в современной социокультурной среде, в отечественном, духовном и культурном наследии, формирует навыки сотрудничества в социуме.
В плане профессиональной деятельности педагога:
§ Формирует добросовестное отношение к труду, приводит к осознанию духовного смысла труда на Земле.
|
|