СОДЕРЖАНИЕ
Формирование системы ценностей у детей и их родителей в рамках реализации программы "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте"
|
Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» (реализуется в 35 регионах Российской Федерации, утверждена решением экспертного совета по инновациям Департамента образования Вологодской области от 08.04.2005года) |
Авторы программы: |
Камкин Александр Васильевич, профессор ВГПУ |
Кузьмин Игорь Алексеевич, профессор РАЕН
|
Цели и задачи деятельности |
Цель: объединить усилия детского сада и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников, создать единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. |
Задачи: --- формирование основ целостного духовно - нравственного и социального развития личности ребенка - дошкольника; --- приобщение его к базовым ценностям Российской цивилизации на основе духовно - нравственных традиций народа; --- развитие коммуникативных умений , речевого взаимодействия и управленческих способностей детей; --- создание условий для успешной адаптации ребенка к начальной школе. |
По курсу пропедевтики «Истоки» разработан следующий инструментарий: |
-- программа для дошкольного образования; --- планы развивающих занятий с детьми 3 – 7 лет; --- комментарии и пояснительная записка к программе; --- система активных занятий с родителями «Моя семья»; --- серия книг для развития детей 3 – 7 лет; --- готовятся к изданию методические рекомендации к ним и хрестоматии для детей 3 – 4 лет и 4 – 5 лет. Программа для дошкольников рассчитана на четыре года развития детей (с 3 до 7 лет), на четыре возрастные группы: младшая (3 – 4 года), средняя (4 – 5 лет), старшая (5 – 6 лет), подготовительная к школе группа(6 – 7 лет). |
Группы ценностей, составляющих предметное содержание «Истоков» в дошкольном образовании |
Ценности деятельности человека: праведный труд на земле, верное служение людям и отечеству, добрых рук мастерство, таланты человека. |
Нравственные ценности: способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей,забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, сорадование в радости. |
Социокультурные ценности: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике. |
Ценности внешнего мира, составляющие природно – культурное пространство России: священные смыслы природы: родные просторы (поля и нивы), сказочный лес, «братья наши меньшие», горы и реки, моря – океаны, деревни и города. |
Книги для развития детей 3 – 7 лет – эффективное средство формирования системы духовно – нравственных ценностей у детей и их родителей |
Основная цель книг этой серии – создать условия для приобщения детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям Российской цивилизации, а также единый контекст воспитания и обучения в ДОУ и Семье. |
Структура построения книг для развития: --- каждая книга начинается с обращения к родителям, ---центральное место в книге занимает сказка, сказ, былина, фрагменты произведений классической и житийной литературы, --- народные игры, песенки, потешки, поговорки, пословицы передают традиции родного народа, --- базовым звеном формирования системы ценностей у детей и их родителей являются активные занятия, --- в книги для развития включены творческие задания, --- каждая книга содержит страничку альбома «Мои истоки», --- иллюстрации к произведениям создают особую атмосферу Руси Великой, --- в конце каждой книги предлагается литература для дополнительного чтения . --- рассматриваемая серия книг созвучна с программой «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для начальной школы, --- в представленной серии книг для развития содержится дидактический материал для проведения активных занятий по духовно – нравственному воспитанию как в детском саду, так и в условиях семьи.
|
Книги для развития детей 3 -4 лет: «Доброе слово», «Добрый мир»,«Добрая книга» |
В младшей группе ( 3 – 4 года) осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий: Слово, Образ, Книга. |
Книги для развития детей 4 – 5 лет: «Дружная семья», «В добрый путь»,«Добрая забота», «Любимая сказка». Издательство 2008 года. |
В средней группе ( 4 – 5 лет ) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека, дети и родители осваивают категории: Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души. |
Темы занятий школы для родителей «Моя семья»
в первый год обучения (3 – 4 года):
--- «Имя моего ребенка», --- «Любимый образ», --- «Добрый мир», --- «Добрая книга», --- «Доброе слово в семье». |
Темы занятий школы для родителей «Моя семья»
во второй год обучения (4 -5 лет)
--- «Дружная семья», --- «В добрый путь», --- «Добрая забота», --- «Добрая забота», --- «Благородное слово в семье», --- «Светлый праздник». |
Темы занятий школы для родителей «Моя семья»
в третий год обучения (5 - 6 лет)
--- «Верность родной земле», --- «Радость послушания», --- «Светлая надежда», --- «Добрые друзья», --- «Мудрое слово в семье». |
Темы занятий школы для родителей «Моя семья»
в четвертый год обучения (6 - 7 лет)
--- «Сказочное слово в семье», --- «Напутственное слово в семье» --- «Светлый образ», --- «Мастера и рукодельницы» --- «Семейные традиции». |
Результаты реализации программы В плане личностного развития: § Воспитывает чувство патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье.
В плане социализации: § Развивает умение ориентироваться в современной социокультурной среде, в отечественном, духовном и культурном наследии, формирует навыки сотрудничества в социуме.
В плане профессиональной деятельности педагога: § Формирует добросовестное отношение к труду, приводит к осознанию духовного смысла труда на Земле.
|