Музейная педагогика в детском саду
Модернизация современной образовательной системы и необходимость выхода музейной педагогики на уровень современных информационных технологий, гуманистическая парадигма современного образования и культурологическая направленность деятельности музеев на современном этапе значительно расширили сферу их деятельности, предложив им более тесные контакты с образовательными учреждениями.
Роль музея в жизни дошкольника определяет несколько особенностей:
– музей – это панорама человеческой жизни, раскрывающая общечеловеческие и личностные ценности (взаимопомощь, сочувствие, достоинство, самоуважение); в музейных материалах представлены характеры и судьбы людей прошлого и настоящего, мотивы их поступков, модели их поведения, служащие ребёнку культурными эталонами для подражания;
– экспонаты музея воспринимаются как продукты творческой деятельности человека, как результат его взаимодействия с окружающим миром, с другими, с самим собой в разных жизненных ситуациях;
– в музее ребёнок осмысляет социальные явления и противоречия жизни, совершает внутренний акт самоопределения, изменения себя, соотнося свои взгляды, представления, ценности с нормами людей других эпох и культур, используя для этого социокультурный потенциал памятников.
Новизна и заключается в разработке непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению по музейной педагогике с использованием игровых и информационно-коммуникационных технологий.
Музей – это место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидишь каждый день. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник, даже живущий в столице, не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.
В нашем дошкольном учреждении организованы мини-музеи:
Создание музея в ДОУ даёт возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Проектная технология в музее стала способом организации образовательной среды для педагогов и детей дошкольного возраста. Определены задачи работы:
1.Реализация направления «Музейная педагогика».
2.Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ.
3.Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4.Формирование у дошкольников представления о музее.
5.Расширение кругозора у дошкольников.
6.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
7.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
9.Развитие творческого и логического мышления, воображения.
10. Формирование активной жизненной позиции.